отдела образования администрации Пестяковского района за 2011 год
Муниципальное образование «Пестяковский район» Ивановской области
расположен на границе трех областей: Ивановской, Владимирской и
Нижегородской. Район удален от областного центра г. Иваново на 120 км,
от ближайшей железной дороги на 90 км. Центром района является поселок
городского типа Пестяки, основанный в 1379 г. Он находится в центре
лесного массива, на берегу живописного озера.
В состав района, помимо поселка Пестяки, входят 4 сельских поселения:
Пестяковское, Нижнеландеховское, Демидовское, Неверово – Слободское и 1
городское Пестяковское поселение. Через поселок проходит автомагистраль
федерального значения Ростов Великий — Иваново — Нижний Новгород,
имеющая большое экономическое значение как для территории района, так и
для соседних областей: Ярославской, Владимирской, Нижегородской.
Территория района составляет 112 тыс. га. Почти 68% площади района
занимают леса, богатые грибами и ягодами.
Основа экономики Пестяковского района — сельское хозяйство, традиционные
народные промыслы: ажурная вышивка по сетке и изготовление валяной
обуви, заготовка и переработка леса.
В
сфере торгового обслуживания, наряду с потребительским обществом и
муниципальным торговым предприятием, большое место занимает частная
предпринимательская деятельность. Необходимо отметить как положительную
тенденцию открытие магазинов, принадлежащих сельскохозяйственным
производственным кооперативам, реализующим через них свою продукцию.
Продовольственные магазины имеют ассортимент товаров, в целом
удовлетворяющий запросы покупателей. Значительно увеличилась продажа
товаров новыми коммерческими структурами. Райпо, МУП «Пестяковское» и
большая часть индивидуальных предпринимателей практически не имеют
налоговой задолженности.
Широкую известность у потребителей далеко за пределами Ивановской
области имеют предприятия легкой промышленности, занятые традиционной
ажурной вышивкой. Их уникальные изделия можно встретить в магазинах
Москвы, С.-Петербурга и даже за рубежом.
Поселок Пестяки — районный центр, в котором проживает основная часть
населения района. В поселке находятся районный Совет, Администрация
района, территориальные органы вертикально-интегрированных структур,
дополнительный офис Шуйского отделения Сбербанка РФ, РКЦ ЦБ РФ, отделы
образования, здравоохранения, культуры, а также центральная районная
библиотека и центральная районная больница.
Пестяки является центром сбыта продукции местных производителей для
туристов и транзитных путешественников, центром делового образования,
повышения квалификации, консультационных и других услуг для местного
бизнеса.
Всего населения в Пестяковском районе в 2011 году насчитывалось 7142 человека, из них в посёлке проживает 4026, в селе - 3116. За последние пять лет рождаемость детей составила 310 человек, за последний год по прописке родилось - 49, умерло - 186. В результате миграции выбыло 130 человек, прибыло – 121. Уменьшилось населения за год на 146 человек.
Уровень безработицы на 1 января 2011 года составлял 268 человек (6,2%), на 1 декабря 2011 года 171 человек (4%). От 30 до 53 лет зарегистрировано в ЦЗН 127 человек.
Развитие системы образования во многом определяется той демографической и социально-экономической ситуацией, которую переживает в настоящее время общество. Система образования Пестяковского муниципального района не исключение, она еще длительное время будет переживать последствия общего демографического спада последних лет.
Численность обучающихся в 2011 году в школах составила 445 учащихся. По сравнению с 2010 годом произошло уменьшение на 25 учеников. В 2010 году численность составляла 470 учеников. Дошкольников на конец 2010 года насчитывалось 207 детей, в 2011 году в детских дошкольных учреждениях и садовых группах 217 детей за счёт открытия младшей садовой группы в Филятской МООШ. Очередь в сады остаётся. Остро нуждающихся в местах в детских садах 42 человека. Всего в очереди в сады 87 человек.
Малочисленность, разбросанность и удаленность сел и деревень друг от друга и от районного центра является препятствием в получении качественного образования и объективно задает ситуацию неравных возможностей выпускников школ в самореализации.
Цель настоящего доклада - представить общественности информацию о состоянии муниципальной системы образования в 2011 году, дать оценку выполнения поставленных задач и определить перспективные направления дальнейшей деятельности в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обозначенной Д.А. Медведевым в Послании к Федеральному Собранию.
1. Цели и задачи районной системы образования
Участие Пестяковского муниципального района в приоритетном национальном проекте «Образование», реализация в течение трех последних лет комплексного проекта модернизации образования, позволили создать условия для дальнейшего развития системы образования и перехода к решению задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Поэтому сегодня определена главная стратегическая цель в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества.
Задачи деятельности отдела образования были определены Законом РФ «Об образовании» и сосредоточены на решении следующих ключевых направлений:
- оптимизация сети образовательных учреждений района в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение конституционного права граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образования;
- достижение качества общего среднего образования;
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между отделом образования и образовательными учреждениями, повышение роли всех участников образовательного процесса;
- совершенствование механизма проведения лицензирования;
- улучшение работы по организации горячего питания учащихся общеобразовательных школ.
2. Доступность образования
Система образования района в 2011 году была представлена 6 образовательными учреждениями, 2 детскими садами, 1 учреждением дополнительного образования:
- общеобразовательные школы – 6 с контингентом обучающихся 445 учащихся (по сравнению с 2010 годом произошло уменьшение на 25 учеников);
- учреждения дополнительного образования – 1 с контингентом воспитанников – 350 человек;
- дошкольные образовательные учреждения – 2 с контингентом воспитанников – 172 человека.
Все образовательные учреждения имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, т.е. функционируют в правовом режиме.
Построение эффективной системы дошкольного образования, ориентированной на инновационное развитие - важная задача для всех дошкольных учреждений района. В 2011 году функционирует 2 постоянных ДОУ, которые посещают 172 воспитанника и 3 садовые группы при общеобразовательных учреждениях, в которых насчитывается 45 дошкольников.
Сеть дошкольных образовательных учреждений
|
Количество детских садов |
Количество воспитанников |
Количество воспитанников в садовых группах в ОУ |
2010 год |
2 |
207 |
33 |
2011 год |
2 |
217 |
45 |
Несмотря на снижение численности детей в садах в 2011 году, существует острая необходимость открытия новых групп, так как очередь в сады составляет 87 человек. На территории района проживает 360 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Охвачено разными формами дошкольного образования 60% детского населения, с 5 до 7 лет – 85%.
Размер родительской платы по Пестяковскому муниципальному составил в 2010 году 620 рублей в месяц, в 2011 году - 700 рублей.
Детский сад « Солнышко» прошёл успешно аккредитацию на право ведения образовательной деятельности по усовершенствованной программе под редакцией М. Васильевой, а также получил лицензию на медицинский кабинет.
Основной целью работы с программой М. Васильевой является повышение качества дошкольного образования, расширение и углубление знаний педагогов и родителей о развитии ребенка, а также оказание помощи и поддержки каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных особенностей при подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Сеть общеобразовательных учреждений
В 2011 учебном году сеть общеобразовательных учреждений представлена 6 ОУ.
Численность обучающихся в 2011 году в школах составила 445 учащихся. По сравнению с 2010 годом произошло уменьшение на 25 учеников. В 2010 году численность составляла 470 учеников.
Уменьшилось и число классов – комплектов в районе с 32 до 29. Наполняемость классов-комплектов по городу составила 22,7 , по селу - 6,3, по району - 15,3. Причина кроется в демографической обстановке района и уменьшении числа рабочих мест для родителей обучающихся.
По индивидуальным программам (на дому) обучался 1 ребёнок по медицинским показаниям.
Все дети посещают школу, беспризорных и безнадзорных детей не выявлено. Отдел образования держит под постоянным контролем деятельность общеобразовательных учреждений по профилактике правонарушений. В 2010 году на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состояло 7 человек, в 2011 году – 6.
Профилактика правонарушений ведется в строгом соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Ежегодно 1 сентября, в рамках проведения этапа «Всеобуч» межведомственной операции «Подросток», стартует традиционная акция «Каждого ребёнка – за парту», в ходе которой проводился ежедневный мониторинг посещения учащимися занятий в общеобразовательных учреждениях. По каждому факту пропусков занятий учащимися без уважительной причины проводится целенаправленная работа: посещения по месту проживания с целью выяснения причин пропусков, беседы с родителями. Ежеквартально проводятся анализы детского травматизма, суицидального поведения несовершеннолетних, бродяжничества, попрошайничества.
В районе 19 детей, родители которых лишены родительских прав, взяты в семьи под опеку. 4 ребёнка являются круглыми сиротами, 1 ребёнок находится под опекой временно. Такие дети постоянно на контроле образовательных учреждений и отдела образования.
Важной особенностью функционирования школ является проведение занятий в первую смену. Это даёт возможность рационально использовать вторую половину дня для посещения кружков, спортивных секций. При составлении расписания уроков и организации образовательного процесса выполняются требования СанПиН и техники безопасности.
Во всех общеобразовательных учреждениях реализуются программы: начального общего образования, основного общего образования, среднего полного общего образования.
Все общеобразовательные школы ведут в 9–х классах программу предпрофильного обучения. В рамках изучения курсов по выбору отрабатываются наиболее значимые из них. В целях формирования интереса и положительной мотивации содержание курсов по выбору включает материал, выходящий за рамки школьной программы.
С 2006 года в рамках реализации национального проекта «Образование» действует программа «Школьный автобус».
В 2011 году действовало 8 школьных маршрутов. В 2010 году на один меньше. В связи с приобретением транспортного средства для Пестяковской МСОШ открыт третий маршрут по подвозу детей к данной школе. В августе межведомственная комиссия провела обследование маршрутов движения школьных автобусов. В результате не был открыт один школьный маршрут Нижний Ландех – Дубовичье – Нижний Ландех из-за несоответствия нормам перевозки школьников. Обеспечение ГСМ автобусов осуществляется в полном объёме. На всех автобусах водители соответствуют требованиям, т.е. имеют категорию Д, стаж работы не менее 5 лет, возраст не более 60 лет. Они ежедневно проходят медицинский осмотр. Во всех ОУ было проанализировано состояние работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и определены меры, направленные на повышение ее эффективности. Проведена проверка состояния подъездных путей, дорог к учебным учреждениям. В ОУ оформлены уголки по безопасности движения. Подвоз к школам учащихся, проживающих в сельской местности, осуществляется за счёт имеющегося школьного транспорта. Нуждающихся в подвозе учеников подвозили транспортом районного автотранспортного предприятия.
Год |
Нуждаются в подвозе |
Подвозятся школьным транспортом |
Подвозятся рейсовым транспортом |
Не подвозятся
|
2009 |
55 |
51 |
4 |
- |
2010 |
74 |
70 |
3 |
- |
2011 |
39 |
39 |
2 |
- |
Учреждение дополнительного образования
В 2011 году действовало одно учреждение дополнительного образования – Дом детского творчества. В 2010 году оно получило лицензию на право ведения образовательной деятельности. На базе данного учреждения создано 20 творческих объединений и кружков, которые посещают 350 детей. «Школа раннего развития» объединяет неорганизованных детей в возрасте 4-6 лет.
Для организации работы объединений дополнительного образования педагогами разработаны программы, рассчитанные на несколько лет обучения.
Отделом образования разработана и функционирует муниципальная программа «Дети Пестяковского района», куда включены основные районные мероприятия. По итогам 2010-2011 учебного года за участие в районных и областных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах 210 детей района получили денежные вознаграждения на сумму 30 тысяч рублей из местного бюджета.
Немалое внимание в образовательном пространстве района уделяется развитию способностей детей в системе дополнительного образования. На занятиях объединений дополнительного образования выявляются одаренные дети, работы которых направляются на участие в районных и областных мероприятиях. На занятиях кружков к талантливым детям применяется индивидуальный подход: усложняются задания, педагогами уделяется дополнительное время, применяется творческий подход.
Разнообразие видов деятельности, предлагаемых системой дополнительного образования района своим воспитанникам, позволяет им решать задачи выбора жизненных ориентиров, творческой самореализации, профессионального самоопределения.
В своей работе учреждение дополнительного образования большое внимание уделяет организационно-массовой работе с детьми, в которую входят организация и проведение конкурсов, праздников, соревнований. Сочетание образовательной деятельности с различными видами досуга решает проблему занятости детей и сокращает количество негативных проявлений подростками.
В связи с введением ФГОС в 1 классах возрос охват детей дополнительным образованием на 26 человек. Открытие компьютерного кружка также привлекло большое количество детей в Дом детского творчества. В целом увеличение составило на 45 человек.
Вместе с тем, несмотря на социальную востребованность и определенные успехи в работе, мониторинг состояния дополнительного образования в районе выявил ряд нерешенных проблем, в основном связанных отсутствием бюджетного финансирования, утратой прежних шефских связей с предприятиями.
Не хватает оборудования, инвентаря, снаряжения для организации и проведения разных кружков, а также укрепление материально-технической базы ДДТ стоит на контроле в отделе образования.
3 . Результаты деятельности системы образования
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в районе с 1 сентября 2011 года осуществлён переход школьников на обучение по новым образовательным стандартам. 32 ученика ( 32%) первых классов в 5 школах перешли на обучение по ФГОС.
Количество учреждений
учебный год |
количество учреждений |
|||
начальные |
основные |
средние |
из них школа - сад |
|
2008-2009 |
1 |
5 |
2 |
1 |
2009-2010 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2010-2011 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2011-2012 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Наполняемость классов
В школах района 17 классов, в которых детей менее 3 человек. Они объединены в классы-комплекты: 8 - в начальном звене и 9 в основном (5 - 6;6-7;7-8). В классах-комплектах обучается 90 человек (20,2%) от общего количества учащихся района. По району наполняемость классов составляет 15,3 человека (по городу - 2,7, по селу - 6,3). Общее количество классов-комплектов уменьшилось с 32 до 29.
Показатели |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
Количество классов, в которых учащихся менее 3ч. |
19(32%) |
17(32%) |
17(34%) |
17(36%) |
Количество учащихся, обучающихся в классах-комплектах |
167(30%) |
94(18%) |
78(17%) |
90(20,2%) |
Наполняемость классов по району |
13,4 |
14,9 |
14,7 |
15,3 |
По городу |
23.5 |
24,6 |
23,3 |
22,7 |
По селу |
6,5 |
6,7 |
6 |
6,3 |
Количество классов-комплектов в школах района |
40 |
35 |
32 |
2,9 |
Наблюдается уменьшение контингента учащихся: в 2008-2009 г. – 534, в 2009-2010 г. – 522, в 2010-2011 г. – 470, в 2011-2012 г. – 445.
Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
В общеобразовательных учреждениях обучается 6 детей-инвалидов, один из них – на дому. Основная группа этих детей имеет заболевания общего характера, что позволяет им обучаться без создания специальных условий. Для них организовано медико – психолого - педагогическое сопровождение. Итоговая аттестация проводится в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию выпускников-инвалидов.
Основная задача школы не только дать знания, но и научить учиться повышать свой образовательный уровень и за порогом школы. Поэтому стабильно высоким остается количество выпускников, продолжающих обучение:
Учебный год |
Выпуск из 11 кл. |
Продолжили обучение
|
||||
вузы |
ссузы |
Училища, работа |
Не работают и не учатся |
% |
||
2007-2008 |
36 |
17(47%) |
16(44%) |
1 |
- |
94% |
2008-2009 |
26 |
18(69%) |
7(27%) |
1 |
- |
100% |
2009-2010 |
35 |
23(66%) |
10(29%) |
2(5%) |
- |
100% |
2010-2011 |
18 |
17(94,4) |
1 |
- |
- |
100% |
Большинство выпускников 9 классов также нацелены на получение образования в средних специальных учебных заведениях.
год |
выпуск |
продолжили обучение |
% |
|||
ссузы |
ПТУ |
10кл. |
курсы |
|
||
2009 |
62 |
29 |
6 |
24 |
- |
95,0% |
2010 |
75 |
28 |
12 |
34 |
- |
99,0% |
2011 |
42 |
21 |
5 |
14 |
0 |
95,2% |
Выбыли из школ района, не закончив обучение, 15 учащихся ( в другие школы – 11, в ПТУ – 3). Один не учится и не работает.
Учебный год |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Кол-во уч-ся |
- |
3 |
1 |
Статистика учебной деятельности
Учебный год |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
второгодники |
6 |
3 |
4 |
Выпускники, закончившие с медалью: серебряной золотой |
1 - |
1 - |
1 - |
Учащиеся, получившие грамоты |
18 |
17 |
22 |
Закончили на «4» и «5» |
207(43%) |
191(42%) |
159(45,2%) |
Проходили итоговую аттестацию в щадящем режиме |
- |
1 |
0 |
Результаты учебной деятельности стабильны, наблюдается небольшой рост по качеству образования.
ЕГЭ как форма сдачи экзаменов позволяет оценить эффективность образовательного процесса, определить сильные и слабые стороны преподавания ряда предметов. Выпускники школ проходили итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по 2 обязательным предметам – математике и русскому языку, 7 предметам по выбору – физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, литературе и информатике. Доля выпускников, сдающих ЕГЭ по трём и более предметам, достигла 100%.
На добровольной основе каждый выпускник принимал решение о количестве экзаменов, которое он будет сдавать в рамках итоговой (государственной) аттестации. По русскому языку, физике, информатике, истории, литературе выпускники справились с заданиями на 100%.
По качеству знаний серебряную медаль получила учащаяся Пестяковской МСОШ Самородкина Любовь.
Результаты ЕГЭ ( 11 класс)
Предмет |
Кол-во участников |
Сдали экзамен |
|||
кол. чел. |
%
|
мин. балл
|
макс. балл |
||
Математика |
19 (100%) |
18 |
95% |
12 |
73 |
Обществознание |
11 (58%) |
10 |
91% |
32 |
83 |
Русский язык |
19 (100%) |
19 |
100% |
45 |
95 |
Биология |
10 (53%) |
9 |
90% |
34 |
86 |
Химия |
10 (53%) |
9 |
90% |
27 |
64 |
История |
3 (21%) |
3 |
100% |
33 |
88 |
Физика |
8 (73%) |
8 |
100% |
33 |
79 |
Информатика |
2 (11%) |
2 |
100% |
52 |
54 |
Литература |
1 (5%) |
1 |
100% |
- |
50 |
Высокий процент выпускников, не сдавших ЕГЭ по математике (5%), химии (10%), обществознанию ( 8%).
Предмет |
% не справились с ЕГЭ |
||
РФ |
Ивановская область |
Пестяковский район |
|
русский язык |
4,1% |
1,2% |
0% |
математика |
4,9% |
3,4% |
5% |
физика |
7,4% |
4,7% |
0% |
химия |
8,6% |
6,5% |
10% |
информатика |
9,8% |
2,9% |
0% |
биология |
7,8% |
6,4% |
10% |
история |
9,4% |
9,6% |
0% |
обществознание |
3,9% |
4,3% |
8% |
литература |
5,0% |
1,0% |
0% |
По проведению самой процедуры ЕГЭ жалоб не было, по результатам подана одна жалоба, которая при рассмотрении ГЭК оставила результат неизменным.
Сравнительные результаты экзаменов в 2011 году
Предметы |
Средний тестовый балл по Ивановской области |
Средний тестовый балл по району |
Средний тестовый балл по Пестяковской МСОШ |
Средний тестовый балл по Нижнеландеховской МСОШ |
русский язык |
61,12 |
63,8 |
66,9 |
55,2 |
математика |
46,8 |
48,1 |
52,4 |
36 |
обществознание |
56,23 |
54,4 |
61 |
46,6 |
биология |
52,63 |
61,2 |
64,88 |
46,5 |
химия |
55,49 |
49,3 |
51,4 |
44,3 |
история |
50,12 |
52 |
88 |
34 |
физика |
52,06 |
51,75 |
59,2 |
39,3 |
литература |
58,02 |
50 |
- |
50 |
информатика |
62,97 |
53 |
54 |
52 |
Динамика среднего тестового балла по предметам
Предметы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
русский язык |
62 |
58,86 |
63,8 |
математика |
41,77 |
44 |
48,1 |
обществознание |
58 |
54,54 |
54,4 |
биология |
56,9 |
57,08 |
61,2 |
химия |
56 |
49,5 |
49,3 |
история |
47,88 |
46,50 |
52 |
физика |
32 |
44,33 |
51,75 |
В 2011 году государственная (итоговая) аттестация в новой форме в рамках апробации проводилась по 11 учебным предметам: русскому языку, математике, биологии, химии, физике, географии, обществознанию, истории, английскому языку, литературе, информатике, и ИКТ. Выпускники 9 классов сдавали в новой форме два обязательных предмета: русский язык и математику и по выбору по 3 предметам.
Участие школ в ГИА по общеобразовательным предметам
школы |
предметы |
||||
русский язык |
математика |
Общество знание |
биология |
история |
|
Пестяковская МСОШ |
30 |
30 |
5 |
- |
1 |
Нижнеландеховская МСОШ |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Алехинская МООШ |
5 |
5 |
- |
- |
- |
Неверово — Слободская МООШ |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Филятская МООШ |
4 |
4 |
1 |
1 |
- |
Итого: |
42 |
42 |
6 |
1 |
1 |
Доля выпускников, сдавших ГИА в новой форме по двум предметам – 42 человека (100%), по трём и более предметам – 7(17%). Этот показатель меньше, чем в прошлом учебном году.
Результаты ГИА новой форме 9 класс
предмет |
кол-во участников |
получили оценки |
|
|||
5 |
4 |
3 |
2 |
|
||
математика |
42(100%) |
- |
11 (26%) |
15(36%) |
16 (38%) |
|
биология |
1(24%) |
- |
1 (100%) |
- |
- |
|
русский язык |
42(100%) |
2 (5%) |
11 (26%) |
23 (55%) |
6 (14%) |
|
обществознание |
6 (14%) |
- |
3 (50%) |
3 (50%) |
- |
|
история |
1 (2,4%) |
- |
- |
1 (100%) |
- |
Выпускники, не сдавшие экзамен в новой форме, пересдали его в традиционной форме.
Динамика результатов обязательных экзаменов
школы |
русский язык |
математика |
||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Пестяковская МСОШ |
76% |
80% |
71% |
53% |
Нижнеландеховская МСОШ |
50% |
100% |
37,5% |
0% |
Алехинская МООШ |
84% |
100% |
66,7% |
80% |
Неверово — Слободская МООШ |
100% |
100% |
100% |
100% |
Филятская МООШ |
100% |
100% |
100% |
100% |
Итого: |
77% |
86% |
71% |
62% |
Существенно улучшились результаты сдачи экзаменов по русскому языку, по математике наблюдается снижение в Пестяковской МСОШ и Нижнеландеховской МСОШ.
Минусом итоговой аттестации 2010-2011 гг.является то, что второй год подряд в Нижнеландеховской МСОШ выпускник 11 класса получает справку вместо документа государственного образца.
Внеучебные достижения обучающих
Ежегодно на территории Ивановской области проходит Всероссийская олимпиада школьников в соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 02.12.2009 года №695. Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады в Пестяковском муниципальном районе проведён по 18 предметам. На муниципальном этапе было 23 победителя и 26 призёров. В региональном этапе приняли участие в 6 олимпиадах учащиеся Пестяковской МСОШ, в 3 были призёры.
муниципалитет |
Количество участников олимпиады |
% от количества учащихся 9-11классов |
Количество победителей и призёров |
Эффективность участия |
Пестяковский муниципальный район |
8
|
8 |
3 |
47% |
На контроле отдела образования вопросы организации питания. Горячее питание в школах получают 425 человек 95,5%), из них по селу – 82 ребёнка (100%). Прослеживается эффективная работа по организации горячего питания за последние 3 года. В 2009 году охват горячим питанием составлял 453 ребёнка (87%), в 2010 году 481 (93%), в 2011 году 425 (95,5%).В Пестяковской МСОШ двухразовое питание получают учащиеся групп продлённого дня. Стоимость завтраков и обедов составляет 20 - 30 рублей, в Нижнеландеховской МСОШ 15 рублей, в остальных общеобразовательных учреждениях 12 рублей 50 копеек в день. В начальном звене всех школ района охвачены питанием 179 учащихся (100%).Для них выделяется дотация из областного бюджета. 70 учащихся из малообеспеченных семей питаются за счёт дотации из местного бюджета (30 человек в Пестяковской МСОШ и 40 в сельских школах).
В 2011 году оказывали медицинские услуги два лицензионных кабинета: в Пестяковской МСОШ и детском саду « Солнышко». Во всех общеобразовательных учреждениях района имеются уголки здоровья. Пестяковская МСОШ приняла участие в областном конкурсе кабинетов здоровья и заняла по количеству баллов 2 место в области.
Проблемой остаётся обеспечение двухразовым питанием всех учащихся школ.
Реализуя на территории района образовательную инициативу « Наша новая школа», методическим кабинетом отдела образования были проведены конкурсы « Учитель года 2011», « Воспитатель года 2011», « Молодой специалист». Учителем года стала Киселёва Т. Г. из Филятской МООШ, воспитателем – Баженова И. А. из детского сада №1. Больше всех баллов из молодых специалистов набрала Голубева Е. П. В декабре прошёл конкурс «Самый классный классный». Победителем стала учитель начальных классов Пестяковской МСОШ Каташова Н. А.
Были представлены очень интересные работы педагогов по разным направлениям деятельности. В рамках образовательной инициативы в новом учебном году в районе стартовал ещё один конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения». Мониторинг будет вестись в течение всего учебного года. Итоги подведутся в конце в мае 2012 года.
Учащиеся и воспитанники учреждений образований Пестяковского муниципального района являются активными участниками районных, областных и Всероссийских конкурсов, конференций, соревнований, проектов: « Рождественский подарок», « Светлый праздник», « Зелёная планета», « Краеведческие чтения», « Чтобы помнили», « Я – гражданин России», « Твори добро», « Быть здоровым – здорово!», « Солнечный эльф», «МЧС спешит на помощь».
Организация воспитательной работы с учащимися района в текущем году была посвящена 80 – летию Пестяковского района, т. е. патриотическому воспитанию, а также профилактике нарушений физического и социального здоровья и развития детей, укрепления социального статуса семьи. Выполнение мероприятий было обусловлено разработанными районными целевыми программами: «Дети Пестяковского района», « Патриотическое воспитание граждан РФ в Пестяковском районе», « Развитие системы дополнительного образования в Пестяковском районе». В каждой школе прошёл месячник патриотической работы. Проведены мероприятия: «Зарница» и «Зарничка», « А ну-ка, парни», « А ну-ка, девушки», смотр-конкурс « О Родине, о нас и о себе», межрайонный слёт «Юный патриот». Традиционными стали акции «Весенняя неделя добра», «Свет в окне». Много мероприятий прошло по безопасности дорожного движения. Состоялась защита социальных проектов « Я – гражданин России». Проект « Помним твой подвиг, солдат» удостоен областной грамотой. Два учащихся Пестяковской МСОШ Ермаков Дмитрий и Железнов Матвей стали победителями областного фестиваля «Солнечный эльф». Уже традиционными стали конкурсы Пасха Христова» и «Рождественский подарок». С каждым годом участников этих конкурсов становится всё больше. Воспитание школьников связано с формированием у них социальной активности и лидерства. Результатом стал проект Ермакова Д. « О системе грантов для одарённых детей». Глава Администрации Исаева Т. В. поддержала данный почин и в рамках программы выделила 30,0 тысяч рублей на вручение грантов. Они были вручены на торжественных мероприятиях района, выпускных вечерах.
При помощи районного школьного совета проведён 112 слёт активистов детского движения « Пламя», состоялись 21 –е межрайонные соревнования по технике пешеходного туризма, множество спортивных соревнований совместно с отделом молодёжной политики, спорта и туризма. Анализируя проведённые мероприятия, хочется подчеркнуть увеличившееся количество их участников. Всего на мероприятия со школьниками из местного бюджета потрачено 100,0 тысяч рублей, их них по отделу образования прошло 53, 0 тысяч рублей, остальные по отделу молодёжной политики, спорта и туризма.
4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов.
На новой системе оплаты труда, ориентированной на результат, работают все муниципальные образовательные учреждения района.
Среднемесячная начисленная заработная плата учителей составляет 14,5 тысяч рублей; административно-управленческого персонала – 17,9 тысяч рублей; вспомогательного персонала – 5,3 тысяч рублей.
Все классные руководители получают денежное вознаграждение в сумме 1 000 рублей при наполняемости класса 25 человек в городской местности и 14 человек - в сельской.
Постановлением Администрации Пестяковского муниципального района будут увеличены стимулирующие надбавки к должностному окладу воспитателей на 25% с 1 января 2012 года, педагогам дополнительного образования на 15% увеличены с 1 октября 2011 года.
Затраты на 1 ученика по расчетным данным по Пестяковскому району составили:
год |
город |
село |
2009 |
43.778.2 рубля |
121.642.7 рублей |
2010 |
42.523.8 рублей |
113.176.3 рубля |
2011 |
48. 515 рублей |
157.868 рублей |
Увеличение затрат вызвано сокращением количества обучающихся в 2011 году.
При построении модели «Новой школы» должны произойти существенные изменения в инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности, в том числе и в материальной базе.
В образовательных учреждениях постепенно улучшаются культурно-бытовые и высокотехнологические условия обучения.
В целях укрепления общеобразовательного пространства, повышения социального статуса учителя, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений общего образования был разработан проект модернизации системы общего образования на территории Пестяковского муниципального района.
Главной задачей проекта является повышение заработной платы учителя и модернизация материально-технической базы общеобразовательных школ.
Ключевой идеей - мотивация на повышение качества учительского труда и социально-экономического престижа учителя в обществе, а также предоставление современных условий для обучения школьников в общеобразовательных учреждениях.
Для координации работы в Пестяковском муниципальном районе была создана рабочая группа по модернизации системы общего образования под руководством первого заместителя Главы Администрации Смирновой Г. В. и утверждена распоряжением Администрации Пестяковского муниципального района.
Рабочая группа определила направления модернизации муниципальной системы общего образования на 2011 год, разработала сетевой график, финансовый план реализации проекта на территории Пестяковского района, а также комплекс мер. Это нашло отражение в постановлении Администрации Пестяковского муниципального района 22.06.2011 года № 196. Порядок предоставления и расходования субсидии на модернизацию образования утверждён постановлением Администрации района от 13.07.2011 года № 229.
Приказом по отделу образования назначен ответственный специалист за реализацию проекта модернизации общего образования на территории района.
В июне 2011 года на совещании с руководителями общеобразовательных учреждений обсуждался план по реализации проекта, затем ими был составлен график проведения мероприятий в своих учреждениях, утверждён план расходования субсидии.
17 августа 2011 года подписано Соглашение между начальником Департамента образования Ивановской области Бураковой Н. И. и Главой Администрации Пестяковского муниципального района Исаевой Т. В., в котором определён размер субсидии району на реализацию проекта модернизации общего образования( 433,5 тысяч рублей). Софинансирование из районного бюджета составило 350,0 тысяч рублей. Решением совета Пестяковского муниципального района от 22.08.2011 №54 были внесены изменения в части софинансирования на проект модернизации в сумме 11,5 тысяч рублей.
При формировании Комплекса мер приоритетными в нашем районе стали повышение заработной платы учителей, приобретение транспортного средства для подвоза учащихся в Пестяковскую МСОШ, повышение квалификации, профессиональная переподготовка учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, мероприятия, направленные на энергосбережение в системе общего образования и приобретение технологического оборудования для школьных столовых.
Заработная плата учителям была повышена 01.06. 2011 года на 6,5% и с 01.09. 2011 года на 23,5%. Соотношение среднемесячной заработной платы в муниципальном образовании за 4 квартал 2011 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике муниципального образования за 1 квартал 2011 года - 143,5%, что соответствует соглашению. Среднемесячная заработная плата учителей в Пестяковском районе составила 14,5 тысяч рублей. Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников – 7,5%, начальное общее образование – 19,2%, что также соответствует заявленным показателям результативности в соглашении.
В Пестяковскую МСОШ была приобретена Газель для подвоза школьников. Средства субсидии составили 300,0 тысяч рублей, софинансирование из местного бюджета – 361,5 тысяч рублей. Из технологического оборудования для школьной столовой на средства субсидии поставлен холодильник и морозильная камера на сумму 30,0 тысяч рублей.
В Нижнеландеховскую МСОШ закуплены для школьной столовой два холодильника, водонагреватель, жарочный шкаф, две вытяжки, мясорубка, электроплита. Сумма выделенной субсидии 87,0 тысяч рублей.
В Филятскую МООШ приобретены водонагреватель и мясорубка на средства субсидии 8,0 тысяч рублей.
В Беклемищенскую МНОШ-сад – вытяжка, жарочный шкаф и блендер на сумму 8,5 тысяч рублей. Всего единиц технологического оборудования – 15.
По проекту модернизации общего образования в пять школ района, где были открыты первые классы, поставлены АРМ в количестве 5.
По Соглашению между начальником Департамента образования Ивановской области и Главой Администрации Пестяковского муниципального района доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей составила 100%. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей – 9%, показатель выше, чем по соглашению на 1%.
Наблюдалась положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов. 100% общеобразовательных учреждений прошли энергетическое обследование, разработали программу энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов. Во всех школах района в воспитательных планах на 2011 -2012 учебный год была предусмотрена разъяснительная работа среди обучающихся по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности. Расход электрической энергии и холодной воды вёлся по приборам учёта во всех образовательных учреждениях. Экономия энергетических ресурсов по итогам года составила 3%.
Приобретено 8 компьютеров, одна интерактивная доска, принтер 3 в 1, мультимедийный проектор, веб-камера в Нижнеландеховскую МСОШ на сумму 160,0 тысяч рублей на депутатские денежные средства; два компьютера в Алехинскую МООШ на средства местного бюджета и спортивное оборудование для площадки на средства депутатов в сумме 80,0 тысяч рублей; детская мебель в сад №1 и сад « Солнышко» на сумму 243,0 тысяч рублей на депутатские денежные средства; детская мебель в Филятскую МООШ для вновь открывшейся младшей садовой группы на сумму 50,0 тысяч рублей и оборудование для спортивной площадки на сумму 60,0 тысяч рублей на депутатские денежные средства; в Беклемищенскую МНОШ-сад мебель для столовой и спортивное оборудование для площадки на сумму 100,0 тысяч рублей на средства депутатов; в Неверово-Слободскую МООШ оборудование для спортивной площадки – 60,0 тысяч рублей на депутатские средства; в Пестяковскую МСОШ – мебель для 1 класса на 80,0 тысяч рублей из средств депутатов. Денежные средства депутатов составили 720,0 тысяч рублей.
Выполнен косметический ремонт кабинетов 1 классов в пяти школах района, отремонтирован кабинет информатики, сделан монтаж системы аварийного освещения, установлено 6 новых оконных блоков, отремонтирован 2 этаж, в Пестяковской МСОШ, заменена электропроводка в Беклемищенской МНОШ-сад, установлен отопительный котёл, выполнены ремонтные работы по открытию новой садовой группы в Филятской МООШ, сделано ограждение, а также косметический ремонт садовой группы, замена огнетушителей в Нижнеландеховской МСОШ, в ДДТ выполнен косметический ремонт зала и коридора. Средства местного бюджета составили 1583,448 тысяч рублей.
В 2011 году в Пестяковском муниципальном районе в сфере образования действовали следующие целевые программы: « Развитие образования Пестяковского муниципального района на 2011 -2013 годы», «Привлечение и закрепление молодых педагогических кадров в образовательных учреждениях Пестяковского муниципального района на 2011-2013 годы», «Дети Пестяковского района». По пожарной безопасности из районного бюджета израсходовано 937,5 тысяч рублей, из областного – 100,0 тысяч рублей. На санитарно – эпидемиологические цели – 240,0 тысяч рублей из районного бюджета.
Укомплектованность общеобразовательных школ педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, составила 100%.
В течение 2011 года 2 руководителя школ прошли переподготовку по программе « Менеджмент в образовании».
С высшей категорией в 2011 году насчитывается 83% педагогов, с 1 категорией – 14,6%, не имеет категории молодой специалист, что составляет 2,4%. Соотношение обучающихся и работников образования в 2011 году составило 4:1.
5. Меры по развитию системы образования
Сегодня перед муниципальной системой образования стоит задача соответствовать не только уровню социально – экономического развития области и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития муниципалитета.
Стратегические ориентиры муниципальной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, определяются пятью основными направлениями развития общего образования, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.
6. Расширение самостоятельности школ.
По каждому из направлений предстоит целенаправленная работа.
В направлении «Обновление образовательных стандартов»:
- постепенное внедрение новых образовательных стандартов; мониторинг результатов внедрения образовательных стандартов в начальной школе, расширение системы независимой оценки качества образовательных достижений при переходе с начальной ступени на основную ступень обучения;
- обеспечение системы мер, повышающих результативность подготовки учащихся к независимой оценке качества (тематические проверки, коллегии, совещания руководителей, методические советы, управляющие советы);
- развитие предпрофильного обучения на старшей ступени;
- разработка и реализация инновационных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями:
- разработка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений для больных детей, детей-инвалидов;
- разработка и внедрение новых учебных планов, учебных программ, интегрированных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей, детей-инвалидов.
В направлении «Система поддержки талантливых детей»:
- реализация программы «Одаренные дети»;
- осуществление комплексных подходов по поддержке дальнейшего развития одаренных в области интеллектуальной и творческой деятельности (система олимпиад, творческих испытаний, конкурсов, соревнований).
В направлении «Развитие учительского потенциала»:
- внедрение новой модели методической службы, направленной на развитие личности педагога - инноватора;
- использование дистанционных форм повышения квалификации педагогических кадров;
- разработка системы мер по внедрению новой модели аттестации педагогических кадров с учетом результатов деятельности.
В направлении «Развитие современной школьной инфраструктуры»:
- расширение практики деятельности Управляющих советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и общественности в управлении образовательными учреждениями;
- функционирование социокультурных центров, предусматривающих интеграцию школ, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, совершенствование.
В направлении «Здоровье школьников»:
-расширение использования новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
- стабильное функционирование центров здоровья в образовательных учреждениях района.
В направлении «Расширение самостоятельности школ»
Переход на электронный вид услуг.
Заключение
Работа по основным направлениям «Наша новая школа» требует серьёзных изменений в муниципальной образовательной системе, а именно: в создании условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, в изменении состояния кадровых ресурсов ОУ, в создании эффективной управленческой команды при сохранении здоровья учащихся.