Главная  

                                            ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  СТАНДАРТЫ

 

Структура отдела образования
Воспитательная работа
Учебная деятельность
Дошкольное воспитание
Методическая работа
ФГОС
Модернизация образования
Учреждения образования
План работы
Итоговая аттестация
Нормативные документы
Здоровье
Отчет
Уполномоченные
Олимпиады
Перечень услуг
Публичный доклад за 2011 год
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕХОД  НА  ФГОС  НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

             "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире".

Президент РФ  Дмитрий Медведев

 

Сегодня образование России стоит перед необходимостью пересмотра целевых установок. Мир вокруг нас стремительно меняется ,и потому в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми становиться инициативным и креативным.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа   является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

В чем отличие нового стандарта от прежнего, и почему образование нуждается в подобных переменах? И  что при этом изменится в школьном образовательном процессе для учителей, учащихся и их родителей?

            По вопросу введения стандарта общего образования в свое время было много сломано копий, проведено дискуссий и споров. Во всех сферах деятельности есть свои стандарты, отвечающие времени: какую воду пить, каким воздухом дышать, какие детали выпускать и т.д. Нарушение этих ГОСТов ведет к большим проблемам, а то и к трагедиям. Если не иметь стандарты в образовании или использовать устаревшие, то можно нарушить всю систему образования страны.

Российское образование работает в данный момент в рамках стандарта «первого» поколения. Коротко остановимся на том, что он из себя представляет и какие задачи он решал.

Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо "содержательного" компонента на иные способы регулирования образовательного процесса.

Введением стандарта Государство гарантировало  общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Стандарт первого поколения решал важные  проблемы, например, сохранение  единого образовательного пространства. Он остановил центробежные процессы разрушения, так как законодательно, допустив многообразие образовательных систем и автономность образовательных учреждений, государство поспособствовало развалу единой образовательной системы в стране. Так что важнейшее достижение стандартов первого поколения, которое невозможно переоценить, в том, что система образования в стране не рухнула. В этом плане данный стандарт является переходным, временным. Но очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.

Утвержден он был в начале 2004г., а уже в конце 2004г. Правительством России было принято решение о создании стандарта  «второго» поколения, который становится отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

Изменение структуры образовательных стандартов происходит не только в России, но и во всем мире. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.

Теперь  стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации (материальное оснащение, кадры и проч.).

          Впервые государство взяло на себя ответственность за условия, в которых работает школа. Проще говоря, если денег не хватает, нужно или снижать все остальные требования, или увеличивать финансирование.

Функции стандарта второго поколения сильно изменились, их стало больше.

Цели образования выступают  в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
        Во-вторых, задачей современной системы образования становится  и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
        В-третьих,учебные программы должны  обеспечить  высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету,
а в конечном итоге - научат учиться.

 Образовательные стандарты нового образца начали действовать в России с 1 сентября 2010 года, пока в «пилотных» школах. Аналогичные изменения коснутся стандартов для средней и старшей школы.

Как видим, основное отличие новых стандартов от ныне действующих в том, что обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет. Государство принимает на себя гарантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Вовлекается государство в этот процесс не только через Министерство образования и науки, но и через Министерство  Финансов, Министерство Экономики и многие другие структуры. Образование на деле становится общегосударственным делом.

Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми  родители учащихся и будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми - это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями  выбирают профиль образования и сами определяют, какое дополнительное образование им необходимо.

В соответствии со стандартом второго поколения изменится система подготовки и переподготовки педагогических кадров , применительно к новым условиям будет меняться ЕГЭ, появится Базисный учебный план , в котором для всех классов будет обязательный раздел « Внеучебная деятельность», на которую предусмотрено выделить 10 ч. в неделю. Это не увеличит нагрузку на ученика, а позволит увеличить вариативность, возможность строить  образовательный процесс с учетом интересов, потребностей и способностей каждого школьника.

По - другому можно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую внеучебная деятельность. Школа станет более разнообразной, будет учитывать специфику своего местоположения.

На данный момент проводятся специальные семинары и совещания, на которых учителям и другим работникам сферы образования объясняются принципы и механизмы реализации нового образовательного стандарта.

Планируется, что за первую половину 2011 года учителя пройдут повышение квалификации и уже с 1 сентября 2011 года смогут начать учить всех ребят-первоклассников по новым стандартам.

            Подготовлено по материалам сайта   www.standart.edu.ru

 

Переход на ФГОС

 в Пестяковском муниципальном районе

 

ШКОЛЫ

Количество учащихся переходящих на ФГОС НОО

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

1класс

1класс

2класс

1класс

2класс

3класс

1класс

2класс

3класс

4класс

Пестяковская МСОШ

30

40

30

40

40

30

45

40

40

30

Нижнеландеховская МСОШ

2

5

2

3

5

2

3

3

5

2

Алехинская МООШ

2

2

2

1

2

2

1

1

2

2

Неверово-Слободская МООШ

2

-

2

-

-

2

1

-

-

2

Филятская МООШ

2

3

2

3

3

2

2

3

3

2

Беклемищенская МНОШ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого:

40

52

40

49

52

40

54

49

52

40

        План-график мероприятий по обеспечению введения  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) 2011 г.

Об учебниках

 

 «Нельзя любое написанное для школы произведение называть «учебником».

Таковым оно станет, лишь когда попадет в федеральный перечень» .

Зам. Министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина

 

Каким должен быть современный учебник?

1.Содержать базовый минимум информации;

2.Входить в УМК, дополненный пособиями на бумажной  и электронной основе;

3.Ориентировать на поиск дополнительной информации (быть интерактивным навигатором по всей системе УМК).

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (подпункт дополнительно включен с 28 июня 2002 года Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2007 года Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N822  от  23 декабря 2009 г. утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год.

При переходе на новые стандарты, для достижения результатов необходимо не только выстроить завершённые предметные линии с 1 по 4 класс, но и обеспечить горизонтальные связи.

УМК издательств «Просвещение», «Баласс», «Астрель» , «Ассоциация XXI век», «Вентана-Граф», «Дрофа»  соответствующие ФГОС:

               • «Школа 2100»

               • «Школа России»

               • «Начальная школа XXI века»

               • «Классическая начальная школа»

               • «Перспективная начальная школа»

               • «Гармония»

               • «Планета знаний»

               • «Перспектива»                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz